Тренды бизнес-образования
02-07-2012
Как можно охарактеризовать тренды в российском бизнес-образовании? Оно становится дороже?Качественнее? Больше игроков и тех, кого таковыми называем только «в кавычках»?
Можно говорить о том, что сейчас потенциальные слушатели программ Executive MBA стали больше знать о продукте, видах программ, их содержании. Они могут четко формулировать критерии выбора бизнес-школы и конкретной программы. Для многих по-прежнему одним из важных ориентиров при выборе бизнес-школы являются международные рейтинги. Это, безусловно, тренд, так как еще несколько лет назад осведомленность о рынке бизнес-образования в целом и о конкретных программах в частности была гораздо ниже. Этому способствуют и специализирующиеся на подборе MBA программ интернет-ресурсы и компании, которые занимаются выставочной деятельностью, и сами бизнес-школы, которые стали более активны в информационном пространстве. Цена на качественный образовательный продукт растет во всем мире, и Россия не является исключением. Особенно, если говорить о западных бизнес-школах, работающих на российском рынке. Квалифицированные преподаватели ценят себя высоко, а без их участия невозможно обеспечить качество. Для того, чтобы стать действительно, сильным игроком на рынке бизнес-образования, нужно пройти долгий путь. Это не масс-маркет, здесь ценится история, успешность выпускников, репутация, рейтинги. Все это формируется годами, поэтому даже если на рынке и появляются новые игроки, им нужно время, чтобы завоевать доверие и стать по-настоящему сильными.
Какая стоимость MBA может сегодня считаться адекватной? «Качество в данном случае неотделимо от стоимости. Программы Executive MBA ориентированы на управленцев высшего и среднего звена, на владельцев бизнеса, которые ставят перед собой конкретные задачи,— персональное развитие, эффективность управления, развитие стратегического мышления. Поэтому получение бизнес-образования расценивается ими как вложение в свой потенциал. Люди, которые тщательно подходят к выбору программы обучения, знают стоимость такого обучения в ведущих западных бизнес-школах и представляют примерный уровень цен. Именно этот уровень и воспринимается ими как ориентир.
Многие считают, что российское МБА наиболее качественным делают совместные российские и западные программы. Однако в настоящий момент очень много программ MBA российского происхождения. Для того, чтобы их оценить, нужно время и возможность пообщаться с преподавателями, участниками и выпускниками. Мы можем говорить о том, что делаем мы – как западная бизнес-школа, которая работает на российском рынке уже 15 лет. Работу же российских MBA программ нам комментировать сложно, так как многие из них были созданы на базе вузов, во многих из которых есть сильный профессорско-преподавательский состав. Это дает возможность предположить, что данные программы сильны с академической точки зрения, однако, MBA — это, прежде всего, бизнес-образование. Есть ли достаточное количество успешных бизнес-гуру, которые смогут дать необходимые для управленца знания и навыки на таких программах?
Что касается новых форматов МБА, Executive MBA и краткосрочного образования у нас и за рубежом, то они пока меняются медленно. Это единый стандарт бизнес-образования, известный и принятый во всем мире. Для западных компаний диплом MBA означает наличие у сотрудника определенных знаний и навыков. Поэтому, на наш взгляд, глобальных изменений в формате программы пока не предвидится. Возможно, будут появляться дополнительные проекты и направления в качестве нововведений, призванных сделать программу более практически значимой для ее участников. Про краткосрочное образование можно сказать, что по-прежнему востребован тренинговый формат, сессии бизнес-коучинга и бизнес-симуляции.
Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской Школы Экономики в России