The Career Forum. Работа, вакансии, резюме, работа, газета о карьере - careerforum.ru | Главное в лидерстве – не «я», а «мы»

Вход в личный кабинет



Личный кабинет позволит Вам
- оперативно откликаться на новые   вакансии
- размещать несколько различных   резюме одновременно
- редактировать резюме
- использовать автопоиск
Главная страница » Статьи » Главное в лидерстве – не «я», а «мы»

Главное в лидерстве – не «я», а «мы»

26-09-2012


В мультимедийном центре «РИА Новости» прошла лекция Дэвида Новака, признанного лучшим CEO 2012 года по версии журнала Chief Executive. Российским читателям успешный руководитель известен как автор популярной книги «Как я стал боссом. История «случайной» карьеры в международной корпорации».

Дэвид Новак - председатель совета директоров и генеральный директор Yum! Brands, Inc., крупнейшей ресторанной компании, в которую входят 38 000 ресторанов под брендами KFC, Pizza Hut, Taco Bell. Компания имеет 1,4 млн. сотрудников и партнеров по франчайзингу в 120 странах. Компания Yum!Brands отделилась от PepsiCo в 1997 году, тогда же ее возглавил Дэвид Новак. За эти годы Yum!Brands в целом увеличила свою прибыль в восемь раз.

В свое время Новак сформулировал стратегические цели компании, в том числе четыре ключевые стратегии роста:

- Сформировать бренды-лидеры в каждой значимой товарной категории.

- Вести агрессивную международную экспансию и создать сильные бренды во всем мире.

- Значительно улучшить позиции бренда в США.

- Обеспечить опережающие по отрасли темпы роста биржевой стоимости компании и повышение привлекательности франшизы.

Все эти задачи компании удается решать, по мнению знаменитого СЕО, благодаря его философии лидерства, подчеркивающей значимость командной работы, веры в людей и в их таланты, продвигающей культуру вознаграждения и признания. Главная задача лидерства – стать не «я», а «мы», - считает Дэвид Новак.

Согласно философии Новака, руководитель должен быть не боссом для своих подчиненных,  но коучером, наставником и первым помощником. Сам Новак больше 15 лет проводит для менеджеров своей компании тренинговую программу по развитию лидерских качеств. На тренинге он рассказал, что любой менеджер, желающий измениться в лучшую сторону, должен ответить самому себе на вопросы, которые определят его подход к лидерству и позволят вести людей за собой:

- Что вам представляется единственно значимым для роста вашего бизнеса и изменения всей вашей жизни?

- Кто  вам  нужен,  чтобы  оказывать  влияние, или кого вам надо вести за собой для достижения успеха?

- Какие ощущения, привычки или убеждения данной целевой аудитории вам нужно создать, изменить или укрепить для достижения своей цели?

Сознание лидера

Дэвид Новак придает огромное значение саморазвитию лидера и изменению его сознания. По его мнению, он успешен в жизни, потому что все время учится у окружающих его людей, впитывает идеи, которые летают в воздухе, и постоянно «примеряет» их на собственный бизнес. Он признается, что просит помощи у окружающих его людей, чтобы знать, каким он предстает в их глазах, и становиться лучше. Периодически он спрашивает сотрудников, что они думают о нем, справляется ли он со своими задачами, как ему стать более хорошим человеком и лучшим лидером. Затем записывает пожелания и воспринимает их как инструкции к действию.  

- Я начинал свою карьеру в компании Pepsi-Cola Company, - рассказывает Дэвид. - Когда в 1997 году мне предложили возглавить отделившуюся от компании сеть ресторанов и пиццерий, я советовался с известным руководителем председателем Совета директоров General Electric Джеком Уэлчем, с чего мне следует начать свою работу в новой должности. Он мне ответил: «Если бы я вернулся назад во времена, когда приступил к деятельности президента General Electric Company, я бы нашел время обратиться к людям, которыми должен был руководить, чтобы поделился с ними своими идеями, показать, кто я такой, чего хочу добиться, и как я нуждаюсь в них. В свое время я этого не сделал, а сразу приступил к делам. Мне приходилось жестко бороться с издержками старой системы бизнеса, увольнять персонал. Я стал «страшилой» для сотрудников, которые просто не понимали моих стремлений сделать компанию лучше. Я занимался снижением издержек и не объяснял людям, почему это необходимо, что было неверным». Этот совет очень помог мне в моей работе.

Став президентом KFC, Новак придумал способ выразить людям признание за их заслуги и улучшить их мнение о компании: он стал вручать им оригинальную «награду» за хорошую работу - мягкого резинового цыпленка. Он подписывал его, например: «Боб, ты замечательный повар, лучший, какой у нас был - спасибо тебе большое за работу», фотографировался с этой наградой и отправлял ее сотруднику. Люди поняли, что новый руководитель отличается от прежнего, он понимает, насколько важна похвала. Традиция оригинальных наград сохраняется в компании по сей день, а стены и потолок кабинета генерального директора Yum! Brands, Inc.  оклеены фотографиями лучших работников, получивших награду.

Вот несколько правил успешного лидерства от Дэвида Новака:

  • Верьте во всех людей. Отмечайте индивидуальности. Даже если личности в вашей команде окажутся очень разными, но  при  этом  каждый  работает  ради  достижения  тех  же самых целей и руководствуется похожей системой ценностей, направленной на уважение других, и чувством личной ответственности,  это  хорошо.  Я  называю  это  «единством ценностей  и  различием  стилей».  Позвольте  людям,  которыми вы руководите, достичь успеха по-своему и не быть вашими точными копиями.
  • Создавайте планы индивидуального развития. Нет ничего  лучше  отлаженной  конструктивной  обратной  связи. Цените достоинства людей и находите время на то, чтобы понять, что придает им силы. Помогайте им найти способы, позволяющие стать еще более деятельными.
  • Создайте безопасную гавань. Обеспечьте им возможность свободно высказываться, разделяйте с ними их точку зрения, цените их индивидуальность. Позволяйте людям не соглашаться с вами, а когда они с вами согласны, не забудьте их поблагодарить за это.
  • Открыто интересуйтесь точкой зрения других людей и их знаниями.  Не  ждите,  когда  они  заговорят.  Спросите  их  о том, что им известно и что они думают о том или ином вопросе.

После лекции слушатели задали Дэвиду Новаку много практических вопросов. Например, существует ли риск утратить контроль над ситуацией и персоналом, если руководитель-«босс» начнет исповедовать философию лидерства и превратится в руководителя-«коучера».

- Иногда нужно утратить некоторый контроль, чтобы его приобрести, позволить себе отойти в сторону, чтобы получить нечто большее, а именно вклад других людей в общее дело. Для этого надо быть уверенным в себе человеком. Такое взаимодействие можно сравнить с публичным выступлением – вы контролируете каждое свое слово, но если слишком озабочены, как и что сказать, то перестаете общаться с аудиторией, а она перестает вас слушать.

Также знаменитого СЕО спросили, сможет ли руководитель вести за собой людей, если уже скомпрометировал себя в их глазах неправильными решениями.

- Никогда не поздно открыто сказать людям, что совершили ошибку, и попросить их предоставить вам еще один шанс, - считает опытный менеджер. – Это в природе людей – давать друг другу возможность исправиться. Я уверен, что большинство сотрудников готовы поверить руководителю еще раз, если он искренне попросит их о помощи.  

Некоторые вопросы слушателей касались российских особенностей бизнеса. К примеру, как должен реагировать руководитель на желание россиян постоянно увеличивать свою зарплату.

- Действительно, в России работников в первую очередь интересует зарплата, - признает Дэвид Новак. - А если корпоративная культура компании хороша, то это идет дополнительным бонусом. Поэтому мы платим конкурентоспособную зарплату, добавляя к ней дополнительные преимущества: рабочую среду и корпоративную культуру, частью которой работники захотят стать. Я убежден, что сотрудники должны получать конкурентоспособную зарплату, но замечательные люди должны получать больше, потому что с ними в любом бизнесе вы добьетесь многого. Возможно, вы считаете, что не можете позволить себе платить кому-либо повышенную зарплату, но подумайте, если этот человек уйдет, - не факт, что вы выиграете. Хороший лидер понимает, кто у него способен на свершения, так что не бойтесь дифференцировать ваших людей. Удерживайте этих людей, это ваше сокровище.

Задали американцу вопрос, что он думает о специфическом российском менталитете, загадочной «русской душе». Оказалось, что Дэвид Новак ненавидит стереотипы, потому что за ними можно не разглядеть реального человека. Про русских людей ему говорили, что они жесткие, но на самом деле он нашел их очень прямыми и откровенными.

На встрече Дэвид Новак презентовал свою новую книгу «Вести людей за собой: достижение новых целей», основанной на одноименной тренинговой программе известного CEO и рассказывающей о его философии. Книга, переведенная на 11 языков, уже вошла в список бестселлеров изданий New York Times и Wall Street Journal. Все доходы от ее продажи идут на реализацию Всемирной программы по борьбе с голодом ООН. 

Тамара Золоторёва