The Career Forum. Работа, вакансии, резюме, работа, газета о карьере - careerforum.ru | Качество кандидатов на российском рынке труда: после кризиса условия ищут всё лучше, соответствуют требованиям всё реже

Вход в личный кабинет



Личный кабинет позволит Вам
- оперативно откликаться на новые   вакансии
- размещать несколько различных   резюме одновременно
- редактировать резюме
- использовать автопоиск
Главная страница » Новости » Качество кандидатов на российском рынке труда: после кризиса условия ищут всё лучше, соответствуют требованиям всё реже

Качество кандидатов на российском рынке труда: после кризиса условия ищут всё лучше, соответствуют требованиям всё реже

11-03-2011


В феврале-марте 2011 года специалисты международного рекрутингового агентства Kelly Services провели очередное исследование «Качество кандидатов на российском рынке труда», оценив уровень «посткризисных» соискателей в 15 регионах РФ. Выяснилось, что наиболее типичный кандидат сегодня оценивается в 3,34 балла (по пятибалльной шкале), работает специалистом в компании не более 1-2 лет и плохо знает английский язык. При этом каждый второй кандидат по профессии – менеджер по продажам.

Исследование «Качество кандидатов на российском рынке труда» проводится в третий раз. Первые два исследования проводились весной и осенью 2009 года. Всего за это время консультанты Kelly Services изучили более 6500 кандидатов практически из всех отраслей экономики в 15 крупнейших городах России.

Кандидаты оценивались по пятибалльной системе, где 1 – наихудшая оценка, а 5 – суперзвезда, которая будет востребована в любой ситуации. Критериям оценки стали уровень образования, специализация, профессиональный опыт, менеджерский опыт (управление людьми) и знание иностранных языков.

Среди кандидатов, принявших участие в исследовании в 2011 году, 58% опрошенных  в данный момент были трудоустроены. Интересно отметить, что количество так называемых «Джоб хопперов» (людей, работавших на последнем месте менее 2 лет) среди занятых кандидатов значительно сократилось: 34% (против 49% в 2009). Это свидетельствует о том, что после кризиса сотрудники стали более внимательно относится к текущему месту работы.

Средняя оценка в 2011 году составила 3,34 балла, несколько снизившись по сравнению с оценкой кандидатов во время кризиса – 3,43 балла в 2009.  

Однако, при этом существенно вырос разрыв между средним уровнем работающих и неработающих соискателей. Если осенью 2009 средняя оценка опрошенных безработных кандидатов составила 3,38 балла, а у занятых – 3,45 балла, то в 2011 году разница проявилась более наглядно:  безработные кандидаты – 3,06 балла, трудоустроенные – 3,54.

Можно предположить, что такой разрыв обусловлен двумя причинами: с одной стороны на рынке по-прежнему много невостребованных кандидатов, чьи навыки не соответствуют выросшим после кризиса требованиям компаний, с другой – квалифицированные специалисты, переждав кризис, начинают активизироваться в поиске более выгодных условий работы.  

Сравнение средней оценки кандидатов по индустриям в 2009 и 2011 годах показало, что рост уровня соискателей наблюдается в сфере ТНП и Инжиниринге, находившихся в аутсайдерах в 2009 году. А вот лидер-2009 по качеству - Финансовая отрасль – переместилась на последнее место (рис. 1).

 

Рис. 1. Средняя оценка по индустриям

 

Средняя оценка кандидатов по специализации: наибольший рост квалифицированных кандидатов в Бухгалтерии и Управлении производством, наименее квалифицированные соискатели – специалисты по продажам (рис. 2).

  

Рис. 2. Средняя оценка по специализации

 

Интересны также сравнительные результаты средней оценки качества кандидатов по профессиональному уровню. В 2011 году еще больше снизился уровень соискателей начального уровня и, одновременно, вырос средний балл кандидатов с опытом руководства (рис. 3). В первом случае это объясняется тем, что к традиционной проблеме – дисбалансу между системой подготовки молодых специалистов и реальными потребностями бизнеса, добавилась еще одна: образовалась значительная прослойка кандидатов начального уровня, которые не могли трудоустроиться во время кризиса и получить хотя бы минимальный стартовый опыт. Повышение среднего уровня руководителей, скорее всего, произошло за счет выхода на рынок успешных менеджеров, которые во время кризиса или не имели хороших альтернативных предложений, или не были готовы рисковать сменой места работы в условиях нестабильности.

 

 

 

Рис. 3. Средняя оценка по профессиональному уровню

 

Еще один важный критерий – уровень владения иностранным языком (оценивался английский язык как наиболее распространенный). Картина здесь принципиально не меняется – большая часть кандидатов, независимо от профессионального уровня, или плохо владеет иностранным языком, или не знает совсем (рис. 4). Несмотря на то, что этот показатель не везде прямо влияет на качество кандидатов (например, в Бухгалтерии), на картину в целом он оказывает скорее негативное  воздействие. Тем более, что сегодня знание иностранного языка критично для многих профессий, традиционно не имеющих языковой подготовки - технических специалистов, инженеров, работников фармацевтической отрасли.

 

Рис. 4. Знание иностранного языка

 

Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services CIS:

«Средний уровень кандидатов несколько снизился по сравнению с 2009 годом. И это объяснимо: в кризисный период выбор на рынке был значительно больше, на него массово вышли соискатели неплохого уровня. Когда ситуация стабилизировалась, наиболее квалифицированные из них нашли работу, поэтому логично, что сегодня разброс в качестве кандидатов вырос, а средний уровень упал.

В целом результаты исследования подтверждают наши прогнозы на 2011 год: рынок снова становится кандидатским, закрывать новые вакансии квалифицированными специалистами компаниям вновь придется в условиях серьезной конкуренции на рынке труда практически во всех отраслях».

 

Информация об исследовании: в исследовании качества кандидатов были использованы сведения, представляющие оценку 6500 человек – кандидатов Kelly Services, преимущественно белых воротничков городов-миллионников, 70% из которых моложе 33 лет.

Пол: М/Ж – 53%/47%; География: Москва – 21%, СПб – 20%, Регионы (Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Калуга, Красноярск, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа) – 59%; Проф. уровень: Начальный уровень – 25%, Специалисты – 54%, Менеджеры (Линейные руководители) – 18%, Топ-менеджеры – 5%.

 

Kelly Services: мировой лидер в области предоставления эффективных кадровых решений международным компаниям, 95% которых входят в список 500 крупнейших компаний журнала Fortune. Ежегодно Kelly Services предоставляет возможности для развития карьеры более чем 480 000 специалистов в 38 странах мира.

В России компания Kelly Services работает с 1993 года и сегодня представлена во всех регионах страны. Kelly Services предлагает широкий спектр услуг: подбор постоянного персонала, предоставление и администрирование временного персонала, вывод персонала за штат, оценка и обучение персонала, HR-консалтинг и аутсорсинг.