День HR-менеджера в юбилейный для рекрутмента в России 2010 год
15-09-2010
Сегодня, 15 сентября, HR-менеджеры России отмечают свой профессиональный праздник. 2010 год вообще является для специалистов по подбору персонала особенным – в этом году рынку рекрутмента в России исполняется 20 лет. В этой связи интересно вспомнить времена, когда подбор персонала только зарождался, узнать у рекрутёров, с какими проблемами они сталкивались тогда, и что изменилось за долгие 20 лет.
День HR-менеджера в юбилейный для рекрутмента в России 2010 год
Сегодня, 15 сентября, HR-менеджеры России отмечают свой профессиональный праздник. 2010 год вообще является для специалистов по подбору персонала особенным – в этом году рынку рекрутмента в России исполняется 20 лет. В этой связи интересно вспомнить времена, когда подбор персонала только зарождался, узнать у рекрутёров, с какими проблемами они сталкивались тогда, и что изменилось за долгие 20 лет.
Сегодня, в век интернета и быстроразвивающихся технологий сложно представить, как первые рекрутёры искали кандидатов и клиентов.
«В 90е годы самой главной целью рекрутинговых агентств было создание и пополнение базы данных кандидатов. Тогда не было ни интернета, ни электронной почты, собственно, никаких широко распространённых сегодня источников информации. Кандидатов мы искали в газетах, а также сами размещали рекламу в печатных изданиях, и нам по факсу присылали резюме», - вспоминает Ольга Сабинина, партнёр «Агентства Контакт».
«В один прекрасный день (году в 96ом) сотрудники компании пришли утром на работу и обнаружили, что у всех на компьютерах установлена электронная почта. Правда, все по-старинке продолжали звонить друг другу и ходить в соседние кабинеты. Тогда наш начальник буквально перестал с нами разговаривать и заставлял писать письма. Так нас приучали к электронной почте», - рассказывает Алёна Занегина, директор по развитию «Агентства Контакт».
Сейчас, когда интернет, компьютер и все возможные технические средства связи есть у каждого, рекрутёры жалуются на «перекос» в другую сторону.
«Современные люди стали слишком зависимы от технических средств. Они предлагают пообщаться по Skype или ICQ, пройти собеседование с помощью видеоконференции, когда рекрутёрам часто необходимо лично встретиться с человеком, чтобы сложить целостное впечатление о кандидате», - говорит Анастасия Овчаренко, старший консультант департамента «Подбор персонала для рынка телекоммуникаций» «Агентства Контакт».
Что и говорить об интернете, когда в 90е годы в офисах зачастую был один компьютер на всех. Электронной почтой люди не пользовались. Это значительно затрудняло и замедляло процесс работы.
«Когда-то давно один мой коллега получил заказ на подбор шеф-повара, и клиент попросил его прислать примерное меню ресторана, где работал этот специалист. Рекрутёру пришлось отправлять по факсу около 50 страниц в течение 2х или 3х часов», - рассказывает партнёр «Агентства Контакт» Юлия Забазарных.
Для соискателей прохождение собеседований в компаниях тоже было в новинку. Не все понимали, как нужно вести себя на этих встречах, что рассказывать, а что нет.
«Раньше рекрутёры часто были вынуждены объяснять кандидатам элементарные на сегодняшний день правила прохождения интервью и поведения на собеседовании, а иногда даже «принаряжать» соискателей, которые из-за отсутствия опыта запросто могли прийти на встречу к работодателю в футбоке и джинсах», - говорит Марина Тарнопольская, управляющий партнёр «Агентства Контакт».
Сейчас кандидаты научились грамотно проходить интервью и «продавать» себя. Они презентуют работодателю свои сильные стороны, скрывая недостатки. Нередко бывают случаи откровенного обмана относительно своих профессиональных достижений. В этой ситуации рекрутёры вынуждены задавать «каверзные» вопросы, просить кандидатов решать кейсы и тщательно проверять рекомендации, чтобы не ошибиться с выбором», - говорит Татьяна Есюнина, руководитель департамента по работе с персоналом «Агентства Контакт».